На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДОМАШНИЙ ОЧАГ

33 141 подписчик

Свежие комментарии

  • Leo
    Спирт тоже не мочегонный.Какие напитки явл...
  • марина боловинцева
    Все равно все не запомнишь,на следующий день ничего и не вспомнишьВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИ...
  • Виктория Иванова
    Нет, нет и нет! Всю планету саср..... этой пленкой. Можно обойтись без неё прекрасно.11 скрытых возмож...

Идея! Буквицы для украшения пасхи и яиц.

В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена - главное её назначение - привлечь внимание читателя к началу текста. Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой - даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей. И как гнездо украшает и оживляет дерево, так и буквица украшает и оживляет собой начальную страницу, а выполненная со вкусом и тактом - радует глаз.
 

Начертания букв славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименования буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли.Для древнерусского книжника понятие декоративности было чуждым. Он не просто украшал букву орнаментом, он прежде всего передавал и украшал мысль. Он не считал букву просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание, которое таило в себе чертеж мира.

 В канун Пасхи такими изящными буквицами можно и трапунто-вышивку сделать и яйца пасхальные украсить. Подборка в коллекцию для рукодельниц.

 

Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.

  

 

Дойдя до последней страницы, скриптор (лат. scriptor - писец) возвращался в начало рукописи, окунал тростниковое перо в рожок с цветными чернилами и «с любовью и тщанием» вносил в начало текстовых столбцов пропущенные им заглавные буквы. Их начертание он копировал с книги, служившей ему образцом, или полагался на собственный талант каллиграфа. Позднее эту работу - прорисовку и расцвечивание инициалов и вписывание заголовков (рубрик) - в книжных мастерских стали выполнять особые художники: иллюминатор (от лат. illumino - украшаю) и рубрикатор (от лат. ruber -красный).

  

Неправда ли, подойдет для росписи писанки или скробанки см. пост здесь и здесь.

 

 

 

 

 

Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Сурик и киноварь, бакан и охра, ярь и празелень, лазорь и голубец - чем только не расцвечивались буквицы в русских рукописях! Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец - злато писец - обводил контур красочной буквы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения.

 

Чаще других для украшения чёрного текста употреблялись именно красные чернила, так называемый миний (латинское название сурика). Это несложное сочетание цветов нередко используется и ныне. 

С красным цветом, кстати, связано и раннее название инициала -миниатюра, переводимое как «рисованный минием». Пройдут столетия, прежде чем это слово станет обозначать любое живописное изображение малого размера и тонкой работы.

 Рис. 2. Узорные буквы, заполненные витыми травами, были настолько популярны, что, подражая печатным оттискам, их во множестве исполняли от руки Инициал из лицевой рукописи «Сказание о Мамаевом побоище». Середина XVII века 

Помимо красной в обиходе античных и средневековых писцов имелись синяя, жёлтая и зелёная краски, богатые оттенками. Для письма по цветному фону применялись белила. В роскошных манускриптах на исполнение инициалов шло творёное (растёртое в порошок) золото, реже - серебро. С благой целью сделать книгу дешевле сочинялись многочисленные рецепты для замены драгоценных металлов: толкли мелко-намелко хрусталь, ртуть смешивали с уксусом, рыбьим клеем и тальком... Однако со временем такой суррогат обесцвечивался или, что ещё печальней, проедал пергаменную страницу насквозь.

 Рис. 4. Если бы не славянские буквы на переднем плане, легко можно было бы заключить, что эти инициалы взяты из европейских изданий XVI века Служебник. Типография Федора Балабана. Стрятино, 1604 год

В целом же краски дошедших до нас инициалов и по сей день полны нежности и света, словно нанесены они не столетия назад. Завидная их сохранность объясняется тем, что большую часть времени книги пребывали в закрытом и даже застёгнутом виде, страницы были недоступны солнечным лучам и пыли, а чтобы пергамен не грызли мыши, писцы добавляли в чернила полынную настойку.

 

Почти весь XVII век прошел под знаком старопечатного орнамента. Широкие листья с острыми зубчатыми краями плавно выгибались в заставках и мелко закручивались в инициалах на всем пространстве Московского государства. Найденный Иваном Федоровым способ украшения книг был возведен почти в канон. 

 Рис. 1. Одно из немногих новшеств коснулось второй краски: в XVII веке московские печатники стали оттискивать крупные инициалы киноварью Гравированные буквицы из изданий Московского печатного двора 1615-1668 годовРис. 3. Звериный (тератологический) орнамент украшал русские рукописи в XIII-XIV столетиях, однако на страницах печатной книги XVII века подобные инициалы выглядят весьма необычно Часослов. Вильно, 1617 годРис. 5. Кутеинский монах, гравировавший буквицы для Спиридона Соболя, очевидно, был талантливым иконописцем. Сияние света он смог передать даже черной краской Инициалы из книги «Брашно духовное». Кутеинский монастырь, начало 1630-х годовРис. 8. Наряду с традиционными цветами, ягодами и угловатой плетенкой петли в некоторых буквах завершались птичьими головами - новым мотивом в орнаменте русского барокко Узорные инициалы из «Букваря» Кариона Истомина. Москва, 1694 годРис. 9. Работая долгое время словописцем в Оружейной палате, Леонтий Бунин в совершенстве владел пером и был знаком с лучшими образцами рукописей, хранящихся в Московском Кремле. Его каллиграфический талант более всего раскрылся при резьбе ломбардов «Букварь» Кариона Истомина. Москва, 1694 год

 «Букварь» Кариона Истомина. Москва, 1694 год скорее "альбом", тетрадь образцов, а не обычная книга для чтения… - писал исследователь по поводу неистощимого разнообразия его гравюр. - Карион Истомин свел вместе на страницах своего букваря славянские, греческие и латинские литеры.   

 Лазарь Баранович не только изобразил славянские буквы в виде антиквы, но и включил в свои инициалы образы Спасителя («Х») и Николая Чудотворца («И») Новгород-Северский, 1674-1679 годы

Лазарь Баранович не только изобразил славянские буквы в виде антиквы, но и включил в свои инициалы образы Спасителя («Х») и Николая Чудотворца («И») Новгород-Северский, 1674-1679 годы.

 

Формы русского барокко, в отличие от европейского, были более легкими и жизнерадостными. В петровских буквицах совсем нет напряженности и трагизма французских, немецких и итальянских гравюр.

И

 Вьющиеся стебли, обычно украшают готический алфавит или буквы оттновского стиля. Цветовое решение простое, используются в основном красный и синий

цвета на роскошном позолоченном фоне.

В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них приготовлялась краска, и доныне не смываемая, не тускнеющая. Но как бы ни были дороги материалы, из которых творились буквицы, еще дороже для нас само их начертание, говорящее о безграничной талантливости русского человека, о силе его воображения, а также о том, как наш далекий предок представлял себе мир и каким старался воплотить его в своем творчестве.

Примеры русской Азбуки

Аз - причудливый человекообразный зверь напоминает нам изображение

знаменитых симургов. Симурги, соединяющие в себе свойства птицы,
зверя и человека, представляли соединение трех царств: неба, земли и царства подземного. 
Такие звери наподобие древнеегипетских сфинксов символизировали собою вечность, мироздание, а также солнце и изначальный свет. Аз - первая буква алфавита, свет - основа мира. В древнерусской  культуре буква Аз имела особое значение. От нее произошло само название - азбука. Кроме того, книжники Древней Руси отождествляли букву Аз с буквой Альфа древнегреческого алфавита, эта буква символизировала собою начало всех начал. "Я есть Альфа и Омега". Омега - последняя буква греческого алфавита.

Буки - вторая буква русского алфавита. Есть поговорка:"Не суйтесь,

буки, поперек аза". Буки олицетворяет собой второе место в мире,
потому фигурка человека как бы сдерживает его движение. Если образ
Аз символизирует начало начал, солнечный и извечный свет, то Буки сложным переплетение орнамента, напоминающего травы, деревья, животный орнамент с вплетенной внутрь него человеческой фигурой, символизмрует собой природу. Человек как бы вплетается в эту природную вязь трав, деревьев, птиц.

Буква Веди в этом изображении явно восходит в своей символике к

слову "ведать". Она часто символизировала углубленность в себя, видение, глубокое знание. В глубине мира, в сплетении всего живого - лицо наподобии маски. Так часто изображалась в древнерусской миниатюре мудрость. На ней - царственный головной убор, она погружена в глубокие размышления. Маска - символ тайны, окружающей знание.

Буква Глаголь. На данном изображении она символизирует центральное

местоположение человека в переплетении растительного и звериного

орнамента, его особую, решающую роль в мире.

Буква Добро - само название равнозначно слову "добро". На данном

изображении буква ассоциируется у художника с образом царя Давида -

псалмопевца, поэта. Этот образ, призывающий к стойкости духа в любых гонениях, пользовался большой популярностью в Древней Руси. в нем русский человек видел торжество духа над повседневностью, высокое призвание поэта-пророка.

В стилизации буквы Есть очень ощутима символика поглощения, видимо,потому, что она ассоциируется у художника с глаголом "есть". Но это не просто еда, это жажда мудрости, жадное поглощение ее. Это еда жизни, это жажда знания.

Буква Живете. Она ассоциируется с символом жизни. Жизнь по-древнеславянски значит "живот". Из центра человекообразной фигуры, сплетенной с древом жизни, исходят вправо и влево вверх две вылетающие птицы. сама человеческая фигура как бы произрастает из пасти зверя, уходящего корнями в землю. ноги человека также корнями уходят в землю, и древо как бы врастает в его сердце. Человеческое сердце - центр, сосредоточение жизни. Все восходит к нему, и все от него исходит. все живое переплетено в единый бесконечный узор. 

Буква Земля самим своим названием восходит к образу земли. Здесь земля цветущая, на которой произрастают не только цветы и деревья, но и человеческая жизнь. В центре переплетения цветного орнамента - человеческое сердце. В глубине сердца - древний символ мудрости и просвещения - цветок трилистника. Буква как бы вбирает в себя цветение мира, в то же время источает цветение творческой мысли. Трилистник премудрости в глубине сердца, в то же время он произрастает из него. Слева от сердца произрастает другой цветок, обычно символизирующий чистоту помыслов.

Буква И символизирует чаще всего связь разъединенного. Замечательно изображение женской фигуры, удаляющейся от столба. По всей видимости, это символ мудрости, как бы удаляющейся от жизни, но привязанной к ней. На столбе жизни справа и слева - фигуры лебедя, устремляющегося вниз, и фигура животного, напоминающего льва, устремленная вверх навстречу лебедю, как бы желая его поглотить.

Буква Како. Слева - столб жизни, наверху - сокол, внизу - зверь, несколько напоминающий мифического зверя симурга. Знак этот довольно часто встречается в скифских изображениях, где он напоминает всадника на коне с рукою, простертой ввысь. Возможно, это знак приказа, повеления, провозглашаемого закона.

Буква Люди. На рисунке изображен пятнистый зверь, пойманный охотником, ловчим, за задние лапы и поражаемый кинжалом, он похож на кабана. Кабан олицетворял собою в символике средневековья греховные низменные помыслы человека. Охотник, поражающий кабана, - это человек, убивающий в себе греховные, низменные помыслы.

Буква Мыслите своим названием возводит нас к слову "мысль". Мы видим двух рыбаков, несущих богатый улов. Но это не простые рыбаки, это рыбаки, улавливающие мысль, - очень распространенный образ средневековой культуры. Мудрец, ловящий мысль, подобен рыбаку, забрасывающему сети. Между рыбаками-мыслителями ощутим элемент спора: один тянет сеть к себе, другой придерживает ее. Вероятнее всего это символ философского диспута, но сеть посередине уравновешена - символ истины, которая уравновешена спором двух мудрецов, охотников за мыслью.

Иногда буква Мыслете изображается в виде двух диковинных зверей симургов. Эти звери символизируют собою все мироздание. Симметричное изображение зверей справа и слева означает восход и заход солнца. В данном случае клювы зверей устремлены в себя - символ углубленного размышления. В центре из переплетения рождается символ амфоры - сосуда мудрости, который покоится на трилистнике. Амфора премудрости переполнена, из нее как бы изливается мудрость мира. Слова "мысль" и  мир" достаточно красноречиво свидетельствуют о важности этой буквы в алфавите.

Буква Он. Автор изобразил ее в виде царственного петуха, расправившего свои красно-золотые крылья. Петух же символизирует собою солнце. Таким образом, начертание буквы становится начертанием солнца. Солнце символизирует собою свет, свет знания и мудрости. Белый цвет - знак чистоты, цвет зеленый - земное цветение, земные блага, исходящие от небесного солнца. Изображение небесного символа солнца как петуха облагорожено раннехристианской символикой Киевской Руси. Солнце это нетолько светило, это источник знания, источник мудрости, источник чистоты, источник счастья.

Буква Покой. О ней Даль пишет, что это любимая согласная русских, особенно в начале слова. Она занимает собою четверть всего словаря. Само слово "покой" полностью гармонирует с тем, что изображено: покой и уравновешенность. В центре - трилистник познания, этот трилистник держат двое, синий цвет в глубине трилистника говорит о том, что имеется в виду знание небесное. Справа и слева - произрастающие из него лилии чистоты. Цветок как бы парит в невесомости. У подножия - два укрощенных насыщенных зверя. они вкушают пищу из рук хозяев. Полнота знания, насыщение знанием дают душевный покой.

Буква Рцы. На картинке мы видим человека, в руках у него жезл премудрости с трилистником на конце. Он трубит, о чем-то возвещая. О чем? Символ становится понятным, ведь буква Рцы означает одновременно глагол повелительного наклонения: рцы значит говори. "Рцы вси от всея души и от всего помышления нашего рцем" - это призыв к изречению премудрости. Здесь мы видим премудрость, трубящую в рог и  одновременно созывающую слушателей: говори и слушай премудрость.

Буква Слово. Автор изображает ее в виде пойманного, связанного сокола. Сейчас на соколе колпачок, а когда он будет снят, сокол устремится вперед на ловлю мудрости. Зримое напоминание поэтического образа в "Слове о полку Игореве", где творчество сравнивается с соколиной охотой. Боян "пускал десять соколов на стаю лебедей.ю и какую лебедь настигал, та первой пела песнь"

Буква Твердо. Уже знакомое нам изображение симаргла - веря-птицы-человека. Симаргл в несколько необычной позе - несет на плечах коромысло. Справа и слева подвешен груз. Коромысло уравновешено - образ мира утвержденного, уравновешенного. Зверь, нагруженный сундуками знаний, твердо чувствует себя в этом мире. Автор как бы хочет сказать, что не материальные богатства, а богатства знания дают человеку твердое положение в мире.

Буква Ук. Начертание этой буквы орнаментальное, оно проинизано символикой огня, заключенного внутри. Слева на рисунке изображена чаша мудрости, в которой мы видим огонь, а справа - заключено солнце.

Буква Ферт. в изображенн четко прослеживается мотив зверя, заглатывающего солнце. По всей видимости, дракон, глотающий солнце, символизирует жажду мудрости, жажду небесного солнечного познания.

Буква Х. В центре - фигура пирующего бражника. Он пьет из огромного рога. В руках у него громадный кувшин. Внизу ноги его как бы сплетены с корнями, вернее это даже не корни, а скорее колодки, узилища - образ нераскаявшегося грешника, который находится в плену своих грехов, прикован к ним. Начертание этой буквы в древней доалфавиной символике было знаком плодородия

Буква Цы выполнена в сдержанной манере, примечательно, что полностью устранены изобразительные символы. Осталось лишь сложное переплетение, вязь.

Буква Червь изображена в виде человека в княжеском одеянии, который отпускает на волю двух птиц, - древний обычай Руси, который осуществлялся ранней весной. Трудно сказать, почему это связано со звуком Ч. Возможно, это название птиц - чибис или чиж. Кроме того, фигура человека своими очертаниями с поднятыми ввысь руками напоминает чашу, возможно, символизирующую чашу щедрости, исходящей от князя.
Буквицы были известны давно - ими разрисовывались страницы рукописных книг еще с раннего российского (X в) и до-российского периода. Эти заглавные буквы употреблялись только в начале абзаца или, как говорится, "с красной строки", что означает - с красивой строки. Эта большая прописная буква искусно, затейливо разрисованная и мастерски украшенная красками из порошка изумрудов и рубинов, приготовленных древними писарями, являлась произведением искусства и не повторялась. Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами.

 alfavit (567x456, 177Kb)

 <Буквица  может являться не просто украшением произведения, но и отражать тему (где-то - тайный смысл) работы. Буквица происходит от множественного слова "буквы", или при написании "и" в славянском начертании - бук-вi и созвучно с английским словом Book - книга.

Далее примеры буквиц европейского средневекового алфавита из  «Medieval Alphabets and Initials for Illuminators»

И в дополнение к коллекции: Цифровой орнамент 

И

Каллиграфические алфавиты разных стран можно скачать с сайта http://calligraphyalphabet.org/call...phabet-a-z.html  

Увлекательного творчества Вам!!

Картина дня

наверх