На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДОМАШНИЙ ОЧАГ

33 142 подписчика

Свежие комментарии

  • Leo
    Спирт тоже не мочегонный.Какие напитки явл...
  • марина боловинцева
    Все равно все не запомнишь,на следующий день ничего и не вспомнишьВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИ...
  • Виктория Иванова
    Нет, нет и нет! Всю планету саср..... этой пленкой. Можно обойтись без неё прекрасно.11 скрытых возмож...

Садовый дизайн. Национальные особенности.

Как лучше выразить свою индивидуальность, воплотить в реальность свои фантазии? Именно дизайн садового участка способен выразить стиль и вкусы владельцев дома. Можно сказать, что сад и приусадебная территория - это продолжение самого дома, и дизайн сада служит тому лучшим подтверждением. 

Доверите ли Вы его рукам специалистов, либо сами приложите усилия - не столь важно, как то, насколько стиль участка выражает Ваш внутренний мир и дарит комфорт проживания! Необходимо чтобы на Вашем приусадебном участке можно было отдохнуть. Отдохнуть телом и душой!

Эта статья о стилях и примерах садового дизайна поможет определиться с выбором определенного стиля!

Классический стиль

Классический стиль подойдет тем, кто любит геометрически ровные линии, прямые углы и для кого важно чувство порядка. Он подразумевает наличие симметрии в расположении отдельных компонентов и такую посадку растений, которая, так или иначе, имитирует природные сообщества. Очень часто в классических садах преобладает какая-то одна доминанта. Например, есть сады из травянистых растений. Есть сады-розарии, которые дополняют красиво цветущими растениями и клумбами с яркими однолетниками. Есть мощеные сады, в них большая часть пространства декоративно выложена натуральными камнями, бетонной плиткой или клинкерным кирпичом, а растения высажены в высокие цветники или контейнеры. Традиционный дизайн классического сада предусматривает прямоугольные газоны, ровные прямоугольные или круглые цветники посередине.

Для классического стиля подойдет природный камень наподобие мрамора, базальта или гранита, мощение из клинкерного кирпича и плит, керамическая посуда для цветов и декоративных композиций; мягкие очертания садовой мебели и аксессуаров, каменные вазы, ротонды, округлые каменные ступени, ландшафтная планировка цветников (миксбордеры, группы, массивы, каменистые участки).
005-01 (640x480, 118Kb)
005-02 (550x375, 48Kb)

Романтический стиль

Оформление сада в романтическом стиле строится в большей мере на интуиции, нежели на каких-либо законах дизайна. Любая, даже самая незначительная деталь, может дать толчок безудержной фантазии. Типичными «романтическими» растениями считаются плетистые розы, дельфиниум, клематис, пионы. Обязательные атрибуты для сада в романтическом стиле - густо увитые цветами перголы и беседки, пастельные тона. В отличие от классического или современного сада, рассчитанных на одновременное присутствие в саду большой группы людей, здесь достаточно укромной романтической ниши для двоих, таинственного грота, поэтического ручейка или небольшого фонтана, каменной скамьи под старым деревом с поникающей кроной. Изящные аксессуары придают романтическому саду нотку индивидуальности. Изысканные скульптуры из камня, терракоты или металла играют роль той самой точки над «i», необходимой для полной завершенности общей картины. В садах романтического стиля органично будут смотреться и фонарик с фигуркой ангела, держащего подсвечник, который одинаково годится и для уголка отдыха, и для украшения цветочной клумбы; и солнечные часы на столбе-подставке из белого мрамора; и миниатюрные каменные фонтанчики в разных уголках сада.

Прекрасно впишутся в общий дизайн садовые дорожки, покрытые галькой. Площадки для отдыха лучше замащивать натуральным камнем со стилизацией «под старину».
005-03 (640x480, 151Kb)
005-04 (420x420, 117Kb)

Модерн

Стилю модерн соответствует сдержанный характер дизайна: легкие стулья в стиле современного бистро или набор садовой мебели из алюминия. Выбирая цветочницы, отдайте предпочтение металлику. Подойдут красивой формы ведра, лейки из оцинкованной жести, горшки. Они не только внешне соответствуют духу времени, но благодаря легкому весу удобны в использовании и в доме, и в саду. В емкостях с серебристым блеском зеленые лиственные растения выглядят современно и стильно. Если сосуд не имеет сливного отверстия, уложите на дно слой керамзита, который будет впитывать лишнюю воду и предохранит корни растения от загнивания. Для модерна характерна легкость, четкость линий, смелые решения в выборе и сочетании цветов и материалов.

Мощение для площадок и дорожек в саду этого стиля лучше выполнить из бетонных плит.
005-05 (640x480, 133Kb)
005-06 (540x540, 55Kb)

Кантри

Сад в стиле кантри прекрасно подходит для небольших участков в 6-12 соток. Плодовые насаждения, огород, пышные клумбы палисадника и нетребовательность в уходе - вот основные черты данного стиля. Стиль кантри происходит от небольших утилитарных садиков; он и сегодня сохранил свое практическое значение, но благодаря современным тенденциям дачные участки превратились в места для отдыха.

В саду в стиле кантри обычно есть несколько яблонь, слив, вишен, плодово-ягодных кустарников черной и красной смородины, крыжовника, малины. Огород, как правило, очень декоративен благодаря оригинальным формам посадки и добавлению цветов, растущих между грядками разных геометрических форм. По краю замечательно смотрится бордюр из керамических деталей или растительный бордюр из шнитт-лука, мяты перечной или салата. Посредине сада кантри можно поставить чучело, одев на него яркую длинную рубашку. Такой огород можно не скрывать за шпалерами и изгородями, поскольку он сам является украшением сада.

Цветники - отличительная особенность сада в стиле кантри. Их всегда много: имеющих разнообразные формы и пеструю цветовую гамму, с плотной посадкой однолетников и многолетников. Большое количество цветов и их густота создают ощущение искусно созданной «запущенности» старого сада.

Хорошо будут смотреться в групповых посадках сортовые формы растений, встречающиеся в местной флоре: колокольчики, тысячелистник, нивяник, васильки, пижма; кроме того, они очень неприхотливы в уходе. Из многолетников часто высаживают аконит, астры, ромашки, солидаго, флоксы, хризантемы. Из однолетников - бархатцы, душистый табак, календулу, космею, кореопсис, львиный зев, настурцию, резеду, петунию.

Из декоративных кустарников предпочтение отдадим цветущим - сирени, жасмину, калине. Из роз можно остановить выбор на парковых или сортовых шиповниках с не очень крупными простыми или полумахровыми цветами. Чайно-гибридные розы в саду кантри не смотрятся.

Рассмотрим вариант планировки участка на 6-7 сотках. Чтобы визуально увеличить пространство, воспользуемся несколькими приемами ландшафтного дизайна. Например, расположим справа от беседки небольшую клумбу, плотно засаженную цветами и окруженную деревьями, а слева - открытый солнечный газон с декоративно цветущими солитерами, что создает впечатление простора. Зрительно расширят сад и извилистые дорожки, при каждом повороте которых будет открываться новый вид.

Мест для отдыха в саду кантри может быть несколько. Основное расположим рядом с домом: в виде террасы (с бетонным полом из фигурной плитки) или «зеленой комнаты», в которой пол будет выложен природным камнем с вкраплениями ярко-оранжевых или красно-коричневых керамических деталей. Мебель можно изготовить самим или заказать стилизованные длинные скамьи и такихже размеров стол из дуба или сосны. «Стены» в такой комнате могут быть увиты виноградом или вьюнками.

Отдохнуть в уединении можно и в дальнем уголке сада, поставив под вишнями небольшую деревянную скамеечку или повесив гамак.

Главным украшением сада-кантри является палисадник, который должен быть расположен так, чтобы его было видно с любой точки. Окружим его деревянным штакетником, украшенным керамическими горшками в соответствии с национальными традициями.
Дорожки желательно делать плавно изогнутыми. В саду-кантри для покрытия дорожек используют природные материалы: гранитный отсев, натуральный камень, древесные спилы. Бетонное покрытие можно оживить добавлением керамических черепков.

Террасу и вход в дом украшают емкостями с цветами или декоративными лиственными растениями. Для этого подойдут не только керамические горшки, но и старые ведра, бочки, которые можно обложить по периметру природными камнями разной формы.

Чем больше оригинальных, сделанных своими руками предметов быта и аксессуаров будет в саду в стиле кантри, тем лучше. Их гармоничное сочетание с «деревенским» дизайном дома, с традиционными для ваших мест растениями - гарантия завершенности и стилистического совершенства всей композиции.
005-07 (600x450, 106Kb)
005-08 (533x400, 65Kb)

Итальянский сад

Регулярный стиль итальянского сада представляет собой строго расчерченные аллеи, версальские парки, подстриженные деревца. Первые сады регулярного стиля возникли в эпоху классического барокко, причем одновременно в разных европейских странах. Их смысловую нагрузку можно сформулировать кратко: изобилие, роскошь, занимательное просвещение. В эпоху расцвета барокко сады должны были вызывать удивление, восхищение, поражать разнообразием выдумки и затей. Активное развитие науки стимулировало интерес в различных слоях общества, причем в большей мере познавательный и развлекательный. Появилась мода на помещение в садах различных механических «игрушек» - крутящихся статуй, двигающихся животных, а также оранжерей с необычными растениями и зверинцев с животными.

Сами сады состояли как бы из зеленых комнат, в которых хозяева и гости проводили значительную часть времени. Наиболее характерно это было для итальянских садов - позволял жаркий средиземноморский климат. Сейчас «гостиные» и «детские» на свежем воздухе - часто предлагаемые профессиональными дизайнерами решения.

До конца XVI века сады были небольшими. Их предназначение - не столько для прогулок, сколько для отдыха и развлечений на свежем воздухе. Аллеи при этом являлись лишь переходами между отдельными «комнатами» и проектировались узкими и короткими.

Дом обычно располагался на центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение. Сады представляли собой густые посадки деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, где «стены» зеленых «комнат» защищали от любопытных глаз. Виды окружающих ландшафтов ограничивались определенными точками и направлениями обзора. Украшением сада являлись фигурные столбики-балясины - элемент балюстрад, служивших ограждением для террас, лестниц, подпорных стенок. Дополнительным украшением в оформлении пространства сада были скульптуры и вазы.

К концу XVII века сады начинают занимать большую площадь, в связи с чем меняется и их планировка. Аллеи становятся самодостаточными - они уже не просто соединяют «зеленые комнаты», а, объединяя их в анфиладу, организуют движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.

Значимость природных элементов в таком саду по убыванию следующая: рельеф - камень - водные поверхности - растительность. Подчеркнутая архитектурность таких садов проявлялась в использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, в разнообразии каменных сооружений (высоких подпорных стен, скульптур, павильонов, гротов, балюстрад, лестниц и т.д.). Другим не менее важным моментом были декоративные бассейны и всевозможные устройства - каскады, фонтаны и фонтанчики. Фонтан - это единственное искусственное водное устройство, в котором поток воды направлен против силы тяжести, поэтому приверженцы пейзажного стиля считают его насилием над природой. Он встречается преимущественно в садах регулярного стиля. Декоративные бассейны, как правило, имеют правильную геометрическую форму и выложены по краям каменными плитами. Основная задача этих бассейнов - зеркальное отражение архитектурных и скульптурных композиций и благодаря этому усиленное воздействия на зрителя их декоративных качеств.

Чтобы увеличить отражательную способность водоема, следует максимально приблизить уровень воды к поверхности земли; высота ограждения при этом должна быть минимальной. При установке скульптур важно, чтобы их размеры гармонировали с размерами водоема.

Композиции из растений - это, прежде всего, газоны, бордюры, клумбы, рабатки.
Для них вы можете выбрать, в зависимости от вкуса, варианты: оформление в ярких или пастельных тонах. Если вы остановились на первом, приобретайте огненно-красные цветы пеларгонии, розового олеандра. Любители простоты и сдержанности украсят свои владения цитрусовыми деревьями, оливами и виноградом. На их участках хорошо будут смотреться и земляничные деревья, и фисташки.
Расцвет барочных садов стал эпохой топиарного искусства, известного еще со времен Древнего Рима. Благодаря стрижке растения могли приобретать самые фантастические конфигурации: фигуры экзотических птиц и зверей, формы колонны, скульптур и т.д.

Итак, планируя сад в стиле итальянского барокко, обращайте внимание на:
• Рельеф местности. Желательно создать искусственные террасы, на которых и разместить посадки;
• Положение дома - обязательно центральное;
• Необходимость каменного мощения поверхностей, скульптурных композиций, обилия изящных стилизованных аксессуаров;
• Соблюдение строгих, правильных геометрических форм при создании декоративных бассейнов, уровень воды в которых должен быть высоким;
• Уместность газона, цветочных бордюров, аккуратно подстриженных кустиков и живых изгородей.
005-09 (466x580, 114Kb)
005-10 (640x427, 151Kb)

Голландский сад

Голландские сады легко можно отличить от садов других европейских стран. Это во многом обусловлено мягким климатом Голландии, ее низменным рельефом и обильными осадками. Мягкая зима и умеренно теплое лето создают прекрасные условия для произрастания различных культур.

Низменный рельеф Голландии требует усложнения, поэтому здесь используют искусственные формы его изменения:
- вертюгаден - небольшое террасированное повышение газона;
- булингрин - незначительные понижения (до 50 см) прямоугольного участка газона с пологими откосами, которые дополняются посадками высоких деревьев.

Для голландских садов характерна пышная растительность. Широко применяются зеленые беседки, трельяжи,живые изгороди; проектируются аллеи-барсо (увитые ветвями деревьев деревянные каркасы); высаживаются небольшие рощи. Как правило, в садах много цветов, особенно душистых.

Первоначально здесь выращивали многолетние травянистые растения, но с середины XVII века вошли в моду и получили широкое распространение луковичные - тюльпаны, нарциссы, гиацинты.

Небольшие сады лишены помпезности. Их владельцы создают камерную атмосферу уюта, обособленности и уединения, не стремясь производить на кого-либо яркого парадного впечатления. Вместо того чтобы зайти в дизайн-бюро и заказать проект палисадника, а взамен получить подробное описание необходимой для него мебели, растений, безделушек, голландец направится на «блошиный рынок» - здесь можно добыть перегоревший тостер, дырявую корзину, единственный уцелевший из пары деревянный башмак - кломп, старинную полуразвалившуюся клетку для птиц, ботинки с коньками. Все это прибивается к стенам, устанавливается надекоративном столике поддеревом, навешивается на изгородь, живописно смотрится среди цветов. Изобретательность доморощенных дизайнеров поистине не знает границ, и в ход идет буквально все. У голландцев эти навыки, вероятно, в генах - сказывается вечная нехватка земли. Если в обычном саду главную скрипку играют планировочные элементы - извилистые дорожки, газоны, цветники, то в крохотном палисаднике смысловая нагрузка ложится на малые архитектурные формы.

Голландцы рационально используют каждую пядь земли, создавая на подоконниках, кофейных столиках, в старых кадках и ящиках смешные и оригинальные композиции из цветов и вещичек, видимо, недослуживших свой срок.

Хотя для садов голландского сада также характерны геометрически правильные формы и разделение на «комнаты», они имеют и ряд отличительных признаков:

• Популярны искусственные формы изменения рельефа;
• Дом размещается не по центру, а несколько в стороне и,
• Как правило, утопает в зелени, скрываясь за кронами деревьев;
• Скульптурное убранство отличается скромностью;скульптуры - меньшими размерами;
• Большое количество милых безделушек дополнят цветочные композиции;
• Основное внимание уделяется не архитектурным изыскам, а растениям.

Французский сад

Во Франции ландшафту стремились придать не столько познавательно-развлекательный характер, сколько грандиозность и величие. Яркий пример этого стиля - сады Версаля. В отличие от камерности садов Голландии, во Франции XVII века наметился переход к созданию ландшафтов на обширных пространствах. Зрительное восприятие начало играть главную роль, поэтому требовались большие участки с выровненным рельефом. Цели зрительного расширения пространства были подчинены и такие интересные нововведения, как проектирование системы широких и длинных аллей. Центральная выделялась размерами и оформлением, она создавала ось симметрии всей композиции. Аллея не заканчивалась занимательным объектом для обзора, а открывала виды на далекие перспективы, уводя взгляд в бесконечность. Такая идея хороша и сегодня для участка на берегу моря или реки. Искусственно создать ощущение простора, иллюзию большего, чем есть на самом деле, участка можно с помощью некоторого увеличения ширины аллеи и редко посаженных, достаточно высоких деревьев. При этом надо учитывать дальнейшее развитие их кроны.

Эффект особой парадности и торжественности создают аллейные посадки деревьев с сужающейся к верху кроной - колонновидной, пирамидальной, овальной (кипарис, пирамидальный тополь, голландская липа).

При посадке деревьев с раскидистой, шарообразной или зонтичной кроной (платан, клен) или на узких аллеях кроны противостоящих деревьев образуют, смыкаясь, своеобразный полог. Это создает камерную, лирическую атмосферу.

На сравнительно больших пространствах хорошо смотрятся радиально-лучевые аллеи, выходящие из одного центpa - круглой парковой площадки. В качестве «точки отсчета» может подойти и круглая терраса у дома.

Во Франции получил развитие принцип «зонирования» территории. Вблизи дома наблюдается перевес искусственных и декоративных элементов над естественными. Существенная роль отводится очень сложным водным бассейнам и цветочным партерам.
По мере удаления от дома соотношение рукотворных и природных элементов постепенно меняется, используются обширные зеленые массивы:
- кенконсы. Это участки геометрической формы с растениями, высаженными в шахматном порядке с сохранением диагональной видимости. Стволы деревьев внизу остаются открытыми;
- боскеты. Так называются замкнутые участки геометрической формы с насаждениями, плотно огороженные стриженой живой изгородью из деревьев или кустарников. В боскете могут размещаться фонтан, цветник, небольшой декоративный бассейн, плодовые посадки.

Цветы не играют той роли, которую они исполняют в уютных голландских садах. Цветники располагаются в основном вблизи жилья. Для сада приобретают отличного качества газоны, ампельные и вечнозеленые растения, широко используют фигурную стрижку.

На юге Франции многие сады заложены уступами, поэтому на участке можно разместить террасы, а непосредственно переддомом расположить многоярусные стеллажи и этажерки. Олеандр, мохрома и бугенвиллея образуют кулису, на переднем плане - ковер из петуний.

Для юга Франции характерны приглушенные краски, несущие в себе элегантную простоту. «Чем меньше, тем лучше» - таков девиз этого стиля, предпочтение в котором отдается миниатюрным стильным предметам, неброским цветам, едва уловимым ароматам. В оформлении должно быть всего понемногу, как во французской трапезе из десяти тончайших деликатесов, когда только вкусив последнее блюдо, ощущаешь, что сыт.

Мебель легкая и изысканная. Ажурные металлические столы и стулья гармонично смотрятся рядом с изящными гипсовыми вазами и стилизованными фонарями из непрозрачного стекла. Горшки белого или бежевого цвета будто специально держатся в тени, чтобы подчеркнуть красоту своих обитателей. При составлении композиций растений за основу берется один цвет, который затем обыгрывается в самых разных вариантах. Голубой туман прутняка, синяка белеющего, свинчатки ушковой, розмарина и тунбергии крупноцветковой прекрасно сочетается с лаконизмом и изяществом мебели из металла. Завершенность композиции придают высокие глиняные кувшины и покрытие площадки, выполненное из разноцветной морской гальки.

Север Франции находится во власти более сурового климата, растительность там совсем иная, а следовательно, и дизайн сада во многом отличается от южного образца. Для оформления садового дизайна в стиле северных провинций подойдут гортензии, растущие в вазонах из песчаника, и мальвы, классические обитательницы сельских усадеб. Поклонники Бретани наверняка предпочтут именно эти растения.
005-13 (480x360, 137Kb)
005-14 (500x306, 70Kb)

Русский сад

Стиль - русская классическая усадьба. Садово-парковое искусство России XVIII - начала XIX века развивалось под влиянием итальянского ренессанса, барокко и французского классицизма. Парадная часть русских поместий всегда решалась в регулярном стиле, в то время как основную часть парка обустраивали в пейзажном ключе. Поскольку такой проектировочный подход представляется вполне допустимым и для современной усадьбы, будем следовать ему.

Известно, что в русских усадьбах охотно использовали скульптуру, фонтаны, широкие каменные скамьи и постаменты с латинскими изречениями, классическую греческую скульптуру, урны, вазоны. Классические садовые украшения органично дополняли садовый пейзаж, став такой же узнаваемой чертой, как и традиционные усадебные элементы: каскад, партер, руины, зеленый огород.

Широкая парадная лестница соединяет сад с приподнятой, примыкающей к дому широкой террасой с невысоким парапетом. В летнее время терраса превращается в жилую комнату на открытом воздухе.

Терраса украшена композициями из растений в итальянских терракотовых горшках, которые прекрасно гармонируют с окружением по стилю и по цвету. Изысканную тосканскую терракоту отличают не только неподражаемые рельефные узоры в виде фруктовых гирлянд, но и характерный темно-рыжий цвет поверхности. Зеленое кружево листвы, тонкий аромат плетистых роз, увивших стены террасы. Два самшита, стриженных в форме конусов, обрамляют входную дверь, внося в общее оформление нотку строгости и торжественности. Высокие застекленные двери и окна первого этажа позволяют визуально соединить внутренние покои стеррасой и садом.

Партер разбит с северной стороны дома. Расходящиеся амфитеатром полукруглые террасы с изумрудным газоном отделены друг от друга невысокой подпорной стенкой из темного бутового камня. По периметру партера высажена стриженая живая изгородь из бирючины. Для придания строгости партерной части в качестве живой изгороди была выбрана именно бирючина, поскольку она сохраняет темно-зеленую окраску до конца вегетационного периода, то есть в ту пору, когда осенняя листва окрашивается в фантастические яркие тона. За низкой живой изгородью следует полукруг из лип, образующих третий ярус насаждений - задний план сцены.

Дорожки из плитняка лучами расходятся от небольшой полукруглой площадки с «утопленным» в ней фонтаном, разделяя партер на четыре части. Декоративная каменная ваза установлена в конце центральной дорожки, две другие приводят вас к руинам и гроту, в котором расположен винный погреб, а на крыше устроен садик из суккулентов. Со временем грот оплетут лианы, а пока его украшают контейнеры с плющом.

Белоснежные скамьи в саду, выполненные из чугуна и камня, как и изысканные вазы из мраморной крошки, украшенные ампельными геранями, становятся теми необходимыми акцентами, которые еще более выигрышно смотрятся на фоне темной зелени хвойных растений.

Первые русские пейзажные парки формировались в эпоху господства романтизма, который вносил во все произведения нотки печали. В садово-парковом искусстве того времени излюбленными элементами стали руины, гроты, одинокие скамьи под плакучими кронами, красноречиво поникший вид которых усиливал желаемое впечатление.

Увитые розами развалины, выполненные из старого кирпича, пристенный итальянский фонтан, каменная скамья, ручей - вот элементы, позволяющие воспроизвести атмосферу эпохи Жуковского и Карамзина.

В традиции русских пейзажных садов были коллекции диковинных иноземных растений и предметов: японская комната в доме, замысловатая пагода в саду - распространенные атрибуты дворянских усадеб.

Круглый декоративный огород устроен недалеко от кухни. Здесь выращиваются не только овощные, пряные и лекарственные растения, но и летники, раскрасившие огородик пестрыми тонами. Сочетание красоты и пользы - обычай, уходящий своими корнями в далекое прошлое.

Все экзотические растения сосредоточены в парадной зоне, а в пейзажной части для создания достоверного облика старого парка используются представители местной флоры: живучка ползучая, папоротники, ландыши, медуницы. В самых затененных участках сада высажены растения с пестро окрашенной листвой: зеленчук, виды хост, сныть, яркие вспышки соцветий астильбы.

В партерных посадках преобладают растения с темно-зеленой фактурной листвой: хосты, рододендроны, самшит, бирючина. Акцентами декоративных композиций становятся экземпляры с необычной формой кроны - шаровидной, колонновидной и т.д. Введение в небольшом количестве растений бело-зеленой гаммы придает композициям дополнительную элегантность.
005-15 (425x490, 57Kb)
005-16 (500x357, 58Kb)

Английский сад

Согласно проекту сад должен состоять из нескольких «комнат». Обыгрывая популярную английскую поговорку «мой дом - моя крепость», обнесем участок плотной двухрядной живой изгородью по периметру, что сделает его недосягаемым для чужих взоров. Чтобы живая изгородь не выглядела нарочито искусственной и ее вид не противоречил замыслу создания пейзажного сада, в нескольких местах были высажены живописные древесные композиции. Это позволило придать границе участка более естественный вид.

Для английского усадебного стиля важны традиционные элементы садового дизайна: старомодные деревянные перголы, беседки, увитые плетистыми розами, тщательно ухоженный газон, изящные скамейки для отдыха, скульптуры, небольшие водоемы и множество цветников, создающих эффект непрерывного цветения.

На открытой веранде установлена классическая английская садовая мебель из ажурного металла и контейнеры с яркими летниками. Рядом с верандой - солнечные часы, истинно английская старинная вещь. Хотя дизайн часов может быть воссоздан хорошим художником в виде качественной копии для каждого желающего иметь «нечто английское» и у себя в саду.

Сдержанность - отличительная черта английского пейзажа, здесь неуместно буйство красок. Придерживаясь классических традиций, вход на участок англичане украшают композицией из хвойных и декоративно-лиственных растений, в основном карликовых и миниатюрных форм и сортов. Даже в зрелом возрасте они не закрывают нарядный фасаддомас красивыми стрельчатыми окнами. Новогодняя ель красива и летом, без рождественского убранства.

Около террасы - гортензии и хосты, декоративные теневыносливые растения. Растения, которыми хозяева предпочтут украсить территорию около дома, могут быть представлены коллекциями роз, лилейников, флоксов, гладиолусов, георгинов.
005-17 (640x564, 130Kb)
005-18 (354x496, 41Kb)005-19 (308x427, 71Kb)

Сады Германии

«Кляйнгартен» - маленький садик, жемчужина частного владения в немецком пригороде. Возле дома привлекает насыщенными изумрудными красками газон, не котором, однако, совершенно вольготно чувствует себя мелколистный клевер и белые маргаритки - с ними никто и не пытается бороться.

На мини-участках не выращивают овощей: во-первых, из соображений экономии земельной площади; во-вторых, немецкие бюргеры несравненно более ценят искусство создания красивых палисадников. Из древесных растений в «кляйнгартене» часто встречаются оригинальные формы хвойных растений, сирень, рододендроны. Есть на участке красивоцветущие кустарники: раскидистая кольквиция с массой нежно-розовых колокольчатых цветков; бобовник анагиролистный, или «золотой дождь» - куст или небольшое дерево, с ветвей которого сплошным потоком струятся золотистые цветки, собранные в кисти длиной до 30 см.

Кроме того, у дома можно увидеть плющ, виноград, глицинии с потрясающе красивыми сиреневыми соцветиями. Более привычным для нас многолетникам и двулетникам - дельфиниумам, астильбам, дицентрам, макам, примулам, виолам и маргариткам - тоже находится теплое и солнечное местечко в «кляйнгартене».

Среди малых архитектурных форм предпочтение отдается керамическим и пластмассовым фигуркам зайцев, троллей, гномов, упитанных бюргеров. Можно увидеть и декоративную телегу с цветами и без них, и миниатюрную деревянную мельницу, а неподалеку - игрушечного кролика, устроившегося на детских качелях. Кашпо с яркими цветами прекрасно смотрятся на изящном металлическом столбе - своеобразном цветущем дереве. Под цветочницы приспособлены и выдолбленные пни, и плетеные корзины.

Кроме того, на каждом, пусть самом маленьком, участке найдется место для деревянной или каменной беседки и нескольких длинных садовых скамей. Немецкие сады оставляют у зрителя ощущение покоя, благополучия, достатка, уравновешенности и респектабельности их хозяев.
005-20 (700x525, 104Kb)
005-21 (400x618, 68Kb)

Американская мечта

Многим европейцам импонирует способ организации пространства собственного сада по-американски. Вот его суть: четкое разделение участка на две зоны - небольшую парадную, перед домом, и более масштабный сад «для своих» за домом. Таким образом, торжественное оформление палисадника абсолютно не обязывает хозяина придерживаться таких же высоких стандартов назад-нем дворе, благодаря чему рачительные американцы экономят на растениях и малых архитектурных формах. При этом палисадник - лицо дома - очень декоративен и часто даже помпезен. Здесь высаживают оригинальные формы хвойных пород: тисс ягодный, тую западную золото-кончиковую, стелющиеся формы можжевельника и шаровидную форму ели европейской. Особенно привлекательно смотрятся посадки на фоне изумрудного газона.

Газон - неотъемлемая деталь частных садов Новой Англии. За ним ухаживают ежедневно, поддерживая его в превосходном и безупречном состоянии. Цветники в американских садах разительно отличаются от классических английских миксбордеров: в них никогда не увидишь сортового разнообразия и богатства природных цветов и оттенков. Завсегдатаи американских клумб - неприхотливые и продолжительно цветущие многолетники.

Колоритные композиции, составленные из местных злаков и североамериканских дикорастущих растений, рудбекии, посконника, золотарника, часто используют на своих участках европейцы.

Весной в американских садах радуют своим цветением форзиции, спиреи и хеномелес японский; осенью пылают факелы кленов, свидины, бересклета и девичьего винограда. Под кронами деревьев царят травянистые теневыносливые растения: папоротники, хосты, ветреницы, ландыши, фиалки.

В традиционном американском саду также высажены кандык американский, тиарелла сердцелистная, дикорастущие герани, декоративные луки.
005-22 (640x430, 52Kb)
005-23 (447x336, 29Kb)

Японский сад

Японские сады прекрасны и таинственны. Основная концепция японского сада - это полное растворение в природе и признание ее как самого талантливого ландшафтного архитектора. Камень и несколько веток бамбука - это уже «сад». На площадке в несколько квадратных метров, засыпанной белой морской галькой, расставлены группы камней различной формы - это сухой пейзаж. Здесь камни воспринимаются как скульптура, а их пропорции, соотношение объемов, пластическая выразительность, размещение в пространстве вызывают эстетический отклик у зрителей - посетителей сада.

Наряду с садом камней есть сад мхов, где главный акцент - на фактуре поверхности и различии оттенков зелени. Сочетание плоскостей, покрытых галькой и мхами, создает неповторимую картину, которую каждый зритель воспринимает и переживает по-своему. Сад воды заставляет задуматься о скоротечности бытия. Водопады, ручьи и водоемы омывают большие камни, символизирующие острова.

Распространены и пейзажные сады, содержащие водоем с островками и мостиками, группы деревьев разнообразной формы, каменные пагоды и фонари. Концепция японского сада глубока и в то же время проста: человек, пройдя подлинной извилистой дороге жизни (как по дорожке японского сада), должен очиститься и в физическом, и в духовном плане: от суетности, тщеславия, своекорыстия, зависти, гордыни. И прийти к концу пути (сада) искренним и чистым, как сама Природа.
005-25 (600x491, 100Kb)
005-26 (604x453, 109Kb)

Сад камней

Он представляет собой небольшую прямоугольную площадку, расположенную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны сад огражден невысокой глинобитной стеной, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположены группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчесана» специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. Визуально сад напоминает морские волны, омывающие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвышаются вершины горных пиков. Зритель сам в зависимости от внутреннего состояния, направленности воображения может создать любой образ, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии.

Сутэ-иси - искусство расстановки камней - считалось главным в работе художника сада. Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и другим его элементам. По форме их делили на такие разновидности: низкую вертикаль, плоский, лежачий, и из них составляли основную и второстепенную группы. Определял композицию главный выбранный камень. С двумя меньшими по размеру он образовывал триаду (по аналогии с триадой божеств в буддистском храме). В японском саду камни всегда размещают по диагонали, параллельно или почти параллельно линии главной части сада, используя камни необработанные, покрытые ржавчиной или мхом, подвергшиеся световой или водной эрозии, чаще всего зеленовато-голубого, коричневого, красного или пурпурного цветов, реже - белого. 

Композиция составляется, как правило, из нечетного числа камней: один-три. В первом варианте камни группируются по схеме «три-два-два», «три-два». Композиция из трех камней, включающая один большой камень и два небольших, - традиционная и наиболее популярная. В композиции из пяти и более камней вершины должны составлять три камня с одной общей точкой, которая может быть опущена. Камни устанавливают на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли. Пространство между ними можно использовать для посадки травянистых растений или кустарников, каменные группы можно размещать вдоль берега на основаниях из меньших камней или кирпичей. Уровень воды - основная поверхность, относительно которой располагают камни.

Каменные тропинки и тротуары - неотъемлемый элемент японского сада. Для устройства тропинок укладывают камни ровной стороной вверх, неровную зарывают в землю; ось каждого камня при этом должна быть перпендикулярна направлению тропинки. В японских садах широко используют песок и мелкий гравий (до 2 мм) разнообразных цветов и оттенков: от белого и серого до темно-коричневого и черного. Чаще всего песок или мелкий гравий размещают на небольших участках сада, защищенных от ветра, и ограничивают бордюром из кирпича или камня (во избежание засорения лужаек). Устраивают такие участки следующим образом: на утрамбованную землю насыпают слой песка толщиной 5-6 см и граблями наносят рисунок — волны, рябь; при благоприятных погодных условиях слой песка сохраняется в течение двух недель. Время от времени, если необходимо, песок досыпают. Песчаную поверхность периодически опрыскивают водой.

из простора инета

Картина дня

наверх